Государственные траты просят ускориться

Государственные траты просят ускориться

Правительство подвело итоги исполнения бюджета 2019 года — главный финансовый документ страны исполнен с профицитом в 1,8% ВВП, в основном это результат работы правительства и ФНС по росту собираемости налогов, а в случае с социальными фондами — отдаленный результат состоявшейся в 2017 году консолидации в налоговом администрировании системы управления социальными взносами. Впрочем, Минфину пришлось поднять тему о недостаточном уровне исполнения бюджетных ассигнований — по итогам года они составили 1,1 трлн руб. Теперь в силу заимствований и необходимости концентрации ресурсов на поддержку экономики и населения правительство ждет от ведомств доведения исполнения бюджетных ассигнований до 100%.

В четверг на заседании правительства Минфин отчитался об исполнении бюджета за 2019 год. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, доходы составили более 20 трлн руб., а расходы — более 18 трлн руб. Таким образом, бюджет был исполнен с профицитом в 1,8% ВВП. По словам главы Минфина Антона Силуанова, это позволило активнее наполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ) — по состоянию на 1 мая, его объем составил 12,4 трлн руб. (11% ВВП).

Эти средства теперь используются на компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов и будут использованы на финансирование планов по восстановлению экономики после коронавирусной пандемии. На этот раз дело не в «нефтяной удаче» — как констатировал глава Минфина, в прошлом году цены на нефть марки Urals опустились ниже запланированных в бюджете — вместо $70 за баррель до $63,8 за баррель, но даже при таких показателях расходы не сокращались — благодаря росту ненефтегазовых доходов. Так, их доля составила более 60% (против 52% в 2018 году). По мнению Михаила Мишустина, это связано как с постепенной диверсификацией экономики, так и улучшением налогового администрирования.

Вклад последнего фактора в 2019 году, видимо, был долгосрочным — созданная в ФНС Мишустиным продвинутая система налогового администрирования позволяла наращивать резервы и создавать востребованный сейчас запас прочности в течение десяти лет.

В значительной мере это отражается на годовой статистике социальных фондов. Напомним, администрирование страховых взносов перешло в ФНС от Минтруда в 2017 году после завершения полемики между социальным и финансовым блоком правительства — министр финансов Антон Силуанов и глава ФНС Михаил Мишустин настаивали на этом много лет, основной аргумент — разница между к тому времени уже незначительной задолженностью по налоговым взносам и растущей задолженностью по соцплатежам. Итог принятого в 2017 году решения в статистике 2019 года выглядит так: доходы ПФР выросли к 2018 году на 511 млрд руб., до 8,8 трлн руб., и превысили прогнозы на 1,5% (обеспечив практически весь профицит в 1,7%), заявил министр труда Антон Котяков. Объем поступлений в ФСС, по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, превысил прогноз на 2,3% (итоговая цифра — 770 млрд руб.), поступления в систему ФФОМС превысили план на 1,2%, составив 2,12 трлн руб.

Впрочем, Минфину на заседании правительства сейчас приходится обращать внимание не только на доходы, но и на траты. Так, главе Минфина пришлось обратить внимание на неисполнение бюджетных ассигнований — остатки, по словам Антона Силуанова, за последние семь лет увеличились в десять раз и по итогам 2019 года составили 1,1 трлн руб. Отчасти господин Силуанов объясняет это разрешением ведомствам использовать остатки на те же цели: «Это право, к сожалению, понимается многими нашими коллегами так, что можно меньше концентрировать свое внимание на исполнении в полном объеме ассигнований».

Государственные траты просят ускориться

Министр финансов России Антон Силуанов

В этом же году, напомнил коллегам Антон Силуанов, премьер поручил довести исполнение бюджетных ассигнований до 100%. «Мы не можем сейчас допустить такой ситуации, как это было в прошлом году, показатели должны быть исполнены в полном объеме»,— подчеркнул министр, объяснив это осуществлением заимствований. Сейчас около 75 млрд руб. направляются на уплату процентов по займам. Более того, продолжал господин Силуанов, теперь необходимо концентрировать ресурсы на поддержку экономики и социальной сферы, направляя их либо в резервный фонд, из которого выделяются средства на «пакеты» поддержки в связи с эпидемией COVID-19, либо перераспределять их. Борьбой за бюджетную эффективность в Белом доме занимались много лет, тем не менее сейчас, видимо, к этому будут относиться серьезнее — принятые меры поддержки необходимо довести до тех, у кого есть реальная потребность в них, а неэффективное и неконтролируемое расходование средств в состоянии дискредитировать итоги многолетней работы по увеличению эффективности налоговой системы.

Источник

Загрузка ...